Автор: Бредихина Татьяна Викторовна преподаватель МУДО Тимоновская ДШИ г. Солнечногорск, Московская область.
Тема: Затакт
Учащиеся: Отделение «Фортепиано», 1 класс
Продолжительность урока: 60 мин.
Форма проведения урока: Групповая
Вид урока: Урок применения знаний
Тип урока: Урок формирования знаний
Цель урока: Развитие навыков определения затакта, применение полученных знаний при пении, анализе музыкальных произведений
компьютер (ноутбук), парты, доска, фортепиано, учебно-методическое пособие, нотные материалы.
Проверка учащихся по журналу, подготовка принадлежностей.
Представление всех присутствующих. Установление комфортной, доверительной атмосферы в классе.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Добрый, добрый день. (Музыкальное приветствие)
Преподаватель: Тема нашего сегодняшнего урока «Затакт».
Сегодня нас с вами ждут новые знания и самые разные задания.
Сначала необходимо как следует подготовиться к выполнению заданий. Вначале урока мы как всегда распеваемся. Упражнения нам уже знакомы.
Упражнение - «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» работа над интонацией в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.
Упражнение - «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с ускорением темпа и активной артикуляцией слогов.
Затакт- это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.
Если мелодия начинается с затакта, обычно последний такт неполный. Затакт вместе с последним тактом полный такт. Кроме того, если мелодия начинается с затакта, то и каждая последующая фраза начинаются со слабой доли.
Задание No 1
Анализ нотного текста русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»
Задание No 2
Упражнение «Спой имена»
Имена Ма-ша, Са-ша, Ли-за начинаются с сильной доли, в них ударение падает на первый слог.
В именах Ма-Ри- на, Га-Ли-на, Ок-Са-на ударения падают на второй слог, а начинаются они с безударного слога (со слабой доли):
Если мелодия начинается со слабой доли, значит, она начинается с ЗАТАКТА.
Задание No 3
Прослушать популярные детские песни и определить начало с затакта или с сильной доли такта:
Задание No 4
Пение упражнения «Гости» с тактированием ( начинать дирижировать с начала такта, а петь со слабой доли (с затакта).
Упражнение «Мы ногами топ, топ. Мы руками хлоп, хлоп»
Спеть упражнение с тактированием. Запомнить наизусть и правильно записать.
В размере 2/4, 4 такта, затакт две восьмых.