Дирижер хора, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы

Методоческие разработки

План-конспект урока по сольфеджио

Тема "Затакт"

Автор: Бредихина Татьяна Викторовна преподаватель МУДО Тимоновская ДШИ г. Солнечногорск, Московская область.

Тема: Затакт

Учащиеся: Отделение «Фортепиано», 1 класс

Продолжительность урока: 60 мин.

Форма проведения урока: Групповая

Вид урока: Урок применения знаний

Тип урока: Урок формирования знаний

Цель урока: Развитие навыков определения затакта, применение полученных знаний при пении, анализе музыкальных произведений

Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Используемые образовательные технологии:
Методы обучения:
Ожидаемые результаты:
Средства обучения:
Методические материалы:
Оборудование:

компьютер (ноутбук), парты, доска, фортепиано, учебно-методическое пособие, нотные материалы.

Структура урока:

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка учащихся по журналу, подготовка принадлежностей.

Представление всех присутствующих. Установление комфортной, доверительной атмосферы в классе.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Добрый, добрый день. (Музыкальное приветствие)

Вступительное слово преподавателя. Постановка цели урока.

Преподаватель: Тема нашего сегодняшнего урока «Затакт».

Сегодня нас с вами ждут новые знания и самые разные задания.

Сначала необходимо как следует подготовиться к выполнению заданий. Вначале урока мы как всегда распеваемся. Упражнения нам уже знакомы.

Распевание, вокально-интонационные упражнения.

Упражнение - «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» работа над интонацией в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.

Упражнение - «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с ускорением темпа и активной артикуляцией слогов.

Объяснение темы «Затакт»

Затакт- это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Если мелодия начинается с затакта, обычно последний такт неполный. Затакт вместе с последним тактом полный такт. Кроме того, если мелодия начинается с затакта, то и каждая последующая фраза начинаются со слабой доли.

Задание No 1

Анализ нотного текста русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»

Татьяна Бредихина

Задание No 2

Упражнение «Спой имена»

Имена Ма-ша, Са-ша, Ли-за начинаются с сильной доли, в них ударение падает на первый слог.

В именах Ма-Ри- на, Га-Ли-на, Ок-Са-на ударения падают на второй слог, а начинаются они с безударного слога (со слабой доли):

Если мелодия начинается со слабой доли, значит, она начинается с ЗАТАКТА.

Задание No 3

Прослушать популярные детские песни и определить начало с затакта или с сильной доли такта:

Задание No 4

Пение упражнения «Гости» с тактированием ( начинать дирижировать с начала такта, а петь со слабой доли (с затакта).

Татьяна Бредихина
Физическая минутка

Упражнение «Мы ногами топ, топ. Мы руками хлоп, хлоп»

Задание по теме

Спеть упражнение с тактированием. Запомнить наизусть и правильно записать.

Татьяна Бредихина
Ритмический диктант

В размере 2/4, 4 такта, затакт две восьмых.

Подведения итогов урока и информирование о домашнем задании (объяснение задания)
  1. Записать русскую народную песню «Ах, вы, сени» от звука До, распределить мелодию по тактам ( первый затакт)
  2. Используя ритмический диктант сочинить мелодию. Петь и тактированием.
Этап рефлексия (учащийся оценивает свою активность на уроке. Одобрение учащихся за проделанную работу, выставление оценок